Яковлева Ирина Александровна воспитатель
|
Мастер-класс: «Финансовая грамотность старших дошкольников ДОО».Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОО. Задачи:
- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями; – расширить кругозор посредством игр экономической направленности с - способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО. Оборудование: карточки красные и синие, предметные картинки с изображением профессий, видами работдидактические игры «Сигнальщики», «Что дороже?», «Какие бывают доходы?» Аудитория слушателей: старшие воспитатели ДОО Ход мастер-класса Старший воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Актуальность. Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями. Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников, экономическое образование дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика? Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями воспитанников. Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия. Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации. - загадки; - пословицы; - сказки; - экономические задачи; - дидактические игры; - сюжетно-ролевые игры; - занятия. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Старший воспитатель: «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая и я, уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики. . Мне потребуется 3 человека. -А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки. За правильный ответ получаем фишки. 1. На товаре быть должна, обязательно … (цена) 2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход) 3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги) 4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад) 5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты) 6.Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар) 7.Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал) 8.И врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату). Старший воспитатель: Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы. 1. Кто, согласно пословице, платит дважды? Скупой 2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя.». Хвалит 3. Какой аллюр иногда бывает у инфляции? Галоп (Галопирующая инфляция – стремительный рост цен от 20 до 200% в год.) 4. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? Двигатель 5. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? Блоха. Да. Молодцы. Все ответы верны. Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте. 1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? «Колобок» 2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка» 3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? Золотая антилопа 4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? «Курочка Ряба», золото 5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. Кот в сапогах. -Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ. 1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой? 2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие? 3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере? 4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее? 5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам? Физкультминутка «Будем денежки считать» Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук) Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём. Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Вы знаете, что основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем. «Сигнальщики» (товар или услуга) Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга». Предлагаются два цвета карточек: красные и синие. Правила игры: Если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. ( парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар). «Что дороже?» Цель игры: формировать у детей представление о том, что любой товар имеет свою цену; понятия «дорого» и «дешево», «дороже» - «дешевле» Правила игры: на столе лежат карточки, предлагается выбрать из двух карточек ту, на которой изображен более дорогой товар. (Кукла в зимней одежде и в обычном платье; летняя и зимняя обувь; машинка простая и на пульте управления; конфеты в подарочной коробке и на развес; воздушный шарик и футбольный мяч).
«Какие бывают доходы?» (деньги и их назначение) Цель. Уточнить знания об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и неосновные). Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход — заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др)., и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др)., дающих дополнительный доход. Правила игры: Рассмотреть карточки, назвать деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы. Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ. («Семья», «Семья», «Дочки-матери» «Столовая», «Кафе» «Поликлиника» «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход» .«Зоопарк». «Аптека». «Ветеринарная лечебница» ,«Дорожное движение», «Водители». «Магазин» «Гости» ,«День рождения» ,«Почта» ,«Ателье», «Монополии») Спасибо. Все ответы верны.
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке? Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. Если вам было интересно – похлопайте, а если нет- потопайте. Я вам желаю стабильного финансового благополучия! Играйте с детьми в экономику! И я благодарю всех! Спасибо за внимание! Используемая литература: 1. Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с. 2. Глазырина. Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справочные и методические материалы / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с. 3. Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта «ФИНАНСОВЫЙ ГРАМОТЕЙ. Пособие для воспитания финансовой 53 грамотности от 5 до 99» / Иркутск: ООО «Альмира», 2012.— с. 28 ил. 4. Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008. – 169 с. Электронный ресурс: http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/Denegnie_skazki_Raskraska.pdf 12 марта 2022 в 05:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.