Яковлева Ирина Александровна воспитатель

Дидактическая игра и упражнения по формированию морфологического строя речи.

 Дидактическая игра и упражнения по формированию морфологического строя речи. Разработана дидактическая игра и упражнения по формированию морфологического строя речи: на развитие и усвоение навыков словоизменения и словообразования (существительных, прилагательных и глаголов), которые позволяют практически усвоить грамматические категории языка, расширить пассивный и активный словарь ребенка.

В литературе по дошкольной логопедии накоплен значительный материал по формирование морфологического строя речи. Опираясь на методические рекомендации Т.А. Ткаченко, в работе учитывались следующие подходы: - четкое деление функций между воспитателем и логопедом (логопед знакомит детей с грамматической категорией, воспитатель проводит занятия по особой системе лексических тем); - при планировании и проведении логопедических занятий акцент делается на изучаемую грамматическую категорию; - при подготовке занятий не ставится задача уложить весь грамматический материал в одну лексическую тему; На занятиях не указывается словарная тема, не ограничивая тем самым активные и пассивные словари, на базе которой формируется та или иная грамматическая конструкция. Это позволяло сосредоточить внимание детей на изучаемой морфологической форме (окончание существительных, способы словообразования и т.д.). 

Формировались навыки словоизменения, словообразования и согласование слов, привлекая внимание детей к морфологическому составу слова. На занятиях фиксировалось внимание ребенка в виде произносительного акцента на определенно изучаемую морфему (приставку, суффикс), являющуюся основой словообразования; окончание слов, выражающего различные грамматические значения (падежа, числа, рода, лица), являющегося основой словоизменения. Чтобы каждое занятие способствовало заметному продвижению в коррекции морфологического строя речи, с этой целью создавалась высокая умственная нагрузку. Умственная нагрузка возрастает за счет упражнений на развитие словесно-логического мышления, в рамках изучаемой темы, что обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала. На начальном этапе важно приучить детей вслушиваться в обращенную речь, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи. Уточняя произношение и восприятие звуков, улучшая воспроизведение структуры слова, у детей подготавливалась основа для развития понимания речи, грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. В свою очередь развитие фонематического восприятия создает необходимую основу для формирования морфологического строя речи.

17d803042833c0c9a6ec79d4c4f3f329.jpg

4d8466d1f7786975c8563dae1e9b107a.jpg0f7da21d9869342cb0223a1f29756f4e.jpgea11d6af3b708a3d98f16ef2e788d017.jpgfce340c8c21129c949a76c182a695f7b.jpg

b48793261c7d368c76509e3df0702de4.jpg0b5170d335f7fbaf0625416aa907d396.jpgcafc128dd42691350c5336d061c24d8a.jpg3d1fd07b90a40490efa9b402db194915.jpg0e6484b247d46cfbd628d423ab17f74f.jpg

9 июня 2021 в 08:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.